Департамент здравоохранения Ивановской области - Официальный сайт
Сегодня:
 
 
 
 


Министерство здравоохранения и социального развития РФ: Официальный сайт


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека


Приоритетные национальные проекты

Медицина катастроф

СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».
В развитие требований этого постановления приказом Министра здравоохранения СССР от 14.05.1990 года № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи (далее — СЭМП) на базе учреждений здравоохранения. В структуре СЭМП предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи.
В Российской Федерации (в составе СССР) СЭМП населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.1990 года № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.1990 года № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях». В феврале 1991 года Минздравом СССР было утверждено Положение о службе экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
Во исполнение выше перечисленных документов в 1991 году в Ивановской области приступили к созданию СЭМП. Решением Ивановского облисполкома на базе Ивановской областной клинической больницы (отделение экстренной и планово-консультативной помощи) был сформирован ее орган управления — «Ивановский областной центр экстренной медицинской помощи» (далее — ЦЭМП). Его первым директором был Окуньков Николай Алексеевич.
В первые годы функционирования ЦЭМП были определены цели и задачи, разработана и обоснована организационно-штатная структура, организовано материально-техническое оснащение. ЦЭМП принял активное участие в разработке концепции оказания экстренной медицинской помощи в Ивановской области.
Была оказана существенная организационно-методическая помощь руководству системы здравоохранения местного уровня в создании служб медицины катастроф.
С 1996 года ЦЭМП стал именоваться областным центром медицины катастроф.
Во исполнение приказа начальника Управления здравоохранения Ивановской области от 12.04.1999 года № 36 «Об улучшении работы областного центра медицины катастроф» в мае 1999 года областной центр медицины катастроф был переведен из Ивановской областной клинической больницы на базу Станции скорой медицинской помощи г. Иваново. С 15.04.1999 года его возглавил главный врач станции скорой медицинской помощи г. Иваново Грязнов Сергей Никитович. В составе Центра были сформированы 2 штатные выездные бригады специализированной скорой медицинской помощи, которые были оснащены необходимым медицинским имуществом и реанимобилями.
В соответствии с Распоряжением Главы Администрации Ивановской области от 10.08.2001 года № 934-р «О создании областного учреждения здравоохранения особого типа «Территориальный центр медицины катастроф» 27.08. 2001 года на базе областного центра медицины катастроф было создано Государственное учреждение здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области» (ГУЗ «ТЦМК ИО») с правом юридического лица. На должность директора был назначен главный врач станции скорой медицинской помощи г. Иваново Грязнов Сергей Никитович. Утверждено штатное расписание в количестве 19 специалистов.
С 01.07.2002 года ГУЗ «ТЦМК ИО» возглавил Белоусов Алексей Иванович. Было пересмотрено штатное расписание в целях создания объединенной оперативно-диспетчерской службы, которая успешно функционировала до 01.01.2005 года.
Внимание руководства ГУЗ «ТЦМК ИО» было сосредоточено на завершении создания Территориальной службы медицины катастроф, как единого целого, разработки планирующих документов, обучении должностных лиц и специалистов, создании нештатных формирований, накоплении резерва медицинского имущества, дальнейшей интеграции ГУЗ «ТЦМК ИО» с МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Иваново» и отделением экстренной и плановой консультативной помощи ОГУЗ «Ивановская областная клиническая больница».
ГУЗ «ТЦМК ИО» выполняет функции органа управления (штаба) Территориальной службы медицины катастроф Ивановской области в соответствии с Положением о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности ГУЗ «ТЦМК ИО» являются:
— проведение комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
— организация и руководство медико-санитарным обеспечением населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС);
— прогнозирование медико-санитарной обстановки при возникновении ЧС на территории области;
— организация взаимодействия с органами управления, формированиями и учреждениями ФСБ, МВД, МЧС Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории области, а также со службами медицины катастроф соседних областей;
— медико-санитарным обеспечением при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.
Для достижения указанных целей ГУЗ «ТЦМК ИО» осуществляет следующие виды деятельности:

1. В режиме повседневной деятельности:

  • обеспечение круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы по сбору и анализу информации медико-санитарного характера о возможности возникновения и при возникновении ЧС, приему заявок на оказание экстренной и консультативной медицинской помощи населению в границах территории субъекта Российской Федерации, оповещению и сбору специалистов, оформлению их документов и своевременной отправке по вызову;
  • обеспечение постоянной готовности системы оповещения и связи;
  • текущее планирование работы ГУЗ «ТЦМК ИО» в целях повышения готовности формирований и учреждений СМК при повседневной деятельности и обеспечения устойчивого управления при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • прогнозирование возможных медико-санитарных последствий и планирование медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;
  • представление на утверждение начальнику Департамента здравоохранения Ивановской области состава штаба СМК субъекта Российской Федерации и организация его работы по режимам деятельности службы;
  • руководство созданием, оснащением и подготовкой к работе в ЧС органов управления, формирований и учреждений СМК на территориальном, местном и объектовом уровнях, оказание организационно-методической помощи органам здравоохранения ведомственного подчинения;
  • организация постоянной связи с региональными и территориальными органами управления МЧС России и поддержание взаимодействия между органами управления, формированиями, учреждениями и организациями, входящими в состав ВСМК на территориальном уровне;
  • организация управления СМК на территориальном, местном и объектовом уровнях, оценка состояния ее готовности, контроль за состоянием готовности медицинских формирований и учреждений.
  • создание резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для оснащения формирований и учреждений СМК, организация его хранения и обновления (освежения), организация контроля и оказание помощи в оснащении СМК местного и объектового уровней;
  • организация подготовки кадров СМК, оказание методической помощи в подготовке кадров медицинских формирований и учреждений ведомственного подчинения, входящих в состав ВСМК на территориальном уровне;
  • участие в подготовке населения и личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС к оказанию первой помощи;
  • изучение и анализ работы СМК на региональном уровне по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, ведение учета и отчетности;
  • совершенствование работы СМК регионального уровня, повышение ее готовности к эффективной деятельности в ЧС;
  • подготовка ГУЗ «ТЦМК ИО» как объекта гражданской обороны к действиям в ЧС мирного и военного времени.

2. В режиме повышенной готовности:

  • получение и своевременное доведение до исполнителей сигнала (распоряжения) о введении режима повышенной готовности, доклад начальнику Департамента здравоохранения Ивановской области предложений для принятия решения, введение в действие по его указанию соответствующего раздела Плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;
  • организация работы штаба СМК (оповещение и сбор членов штаба, уточнение их функциональных обязанностей, постановка задач);
  • оповещение (в соответствии с планом) органов управления, учреждений, организаций и формирований СМК, доведение до них распоряжения о введении режима повышенной готовности;
  • усиление дежурно-диспетчерской службы, при необходимости перевод на круглосуточную работу (полностью или частично) персонала ГУЗ «ТЦМК ИО», уточнение состава оперативных групп, определение их задач;
  • сбор, обобщение и анализ данных, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки, доклад предложений начальнику Департамента здравоохранения Ивановской области о корректировке Плана медико-санитарного обеспечения населения и содержании проводимых мероприятий;
  • организация выполнения мероприятий в режиме повышенной готовности формированиями и учреждениями СМК на территориальном, местном и объектовом уровнях, проверка их выполнения и оказание помощи органам управления, формированиям и учреждениям на местном и объектовом уровнях;
  • уточнение Плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС и подготовка дополнительных распоряжений;
  • координация проводимых в соответствии с обстановкой санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проверка готовности к использованию медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, уточнение порядка использования санитарно-транспортных средств;
  • поддержание постоянной связи с Главным Управлением МЧС России по Ивановской области, Всероссийским центром медицины катастроф «Защита», взаимодействующими органами и учреждениями ВСМК на территориальном, местном и объ¬ектовом уровнях.

3. В режиме чрезвычайной ситуации:

  • получение сигнала (распоряжения) о введении режима чрезвычайной ситуации, доклад начальнику Департамента здравоохранения Ивановской области, введение в действие по его указанию соответствующих документов Плана медико-санитарного обеспечения населения;
  • выдвижение в зону ЧС оперативной группы ГУЗ «ТЦМК ИО»;
  • оповещение (в соответствии с Планом) органов управления, формирований и учреждений о введении режима чрезвычайной ситуации;
  • активный сбор информации об обстановке, ее оценка, уточнение Плана медико-санитарного обеспечения населения и доклад начальнику Департаментав здравоохранения Ивановской области предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, доведение до исполнителей соответствующих распоряжений;
  • выдвижение формирований СМК для работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения, мероприятий по медицинскому обеспечению и медицинской защите персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
  • организация медико-санитарного обеспечения эвакуируемого из зоны ЧС населения в местах его временного размещения;
  • психофизиологическое обеспечение профессиональных спасателей и пострадавшего населения;
  • организация медицинского, материально-технического снабжения, транспортного обеспечения учреждений и формирований СМК;
  • ведение и своевременная отработка учетно-отчетной документации СМК, организация управления формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.


В сентябре 2005 года в составе ГУЗ «ТЦМК ИО» создан учебно-методический центр, преподавание в котором ведется с соответствии с лицензией серии, А № 096120 от 30.09.2005 года на право осуществления образовательной деятельности по 32 учебным программам с нормативным сроком освоения от 26 до 260 часов.

 

 

 


В центре прошли обучение более 1000 специалистов службы скорой медицинской помощи, МЧС России и ДПС ГИБДД УВД по Ивановской области. В 2008–2009 годах в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, учебный центр получил современное компьютерное и симуляционное оборудование (манекены и тренажеры) для проведения обучения водителей транспортных средств и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.


 


Контакты   |   Интерактивная приемная

2011 © Департамент здравоохранения
Ивановской области
Сопровождение сайта: B2B.STUDIO


→ Статистика посещения сайта